Рыцарство (синоним — рыцарская любовь), восторженное, доходящее до обожествления воспевание "прекрасной дамы", характерное для средневековья. Зародилось в южных провинциях Франции (не потому ли до наших дней французы слывут самыми галантными кавалерами) и вошло в историю и литературу как один из самых ярких видов человеческой любви. Главные идеалы рыцарства — отвага и смелость в бою, верность своему сеньору, защита христианской церкви, щедрость в подаяниях, сопряжённые с беспредельным поклонением рыцаря избранной им даме, — стали одной из основ общечеловеческой культуры. Это был подлинный культ любви, причём любви в основном духовной, платонической. Этот культ имел своего бога — Амура, своих богинь — прекрасных дам, их поклонников — рыцарей, а служили рыцарской любви и воспевали её в своих гимнах трубадуры. Любовь стала служением "прекрасной даме", поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь "прекрасной дамы" и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утончённым. Рыцарь бился на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, превозносившую её добродетель и красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы слагались стихи и исполнялись серенады.

Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался всё дальше и дальше по ступеням близости, завоёвывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция (см. Половая роль). Такой же функцией была и женщина. Только в любви она была сама собой, и рыцарь относился к ней как к женщине и к личности. Гимны любви, слагаемые трубадурами, были страстной мечтой об идеальных, человечных отношениях между людьми. Обожествляя женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия.

Хотя в женщине в это время почиталось не всё присущее ей от природы, а только то, что было ближе к божественному, её духовная красота, часто отрываемая от её земной, телесной красоты, всё же в рыцарской любви к женщине торжествовал подход с точки зрения самых высоких идеалов, которые к тому времени выработало человечество. Образ мужчины-рыцаря в сегодняшнем понимании, с позиции женщины конца 20 в., прежде всего подразумевает личность. В мужчине ценятся в первую очередь ум, культура, умение общаться, интеллигентность, доброта, порядочность. Рыцарями не рождаются — ими становятся. Человек сам творит себя и своё счастье. А для этого важно быть прежде всего настоящим мужчиной и, значит, рыцарем.