КОРРОЗИOННЫЕ ИСПЫТАНИЯ, проводятся для определения скорости и типа коррозии металлов и сплавов, а также для установления состава и св-в продуктов коррозии, эффективности защитных покрытий, смазок, ингибиторов и др. ср-в защиты от коррозии. К. и. позволяют устанавливать взаимосвязи между структурой, способом изготовления, технологией обработки металла или сплава, характеристиками среды (ее составом, т-рой, скоростью движения и др.) и коррозионной стойкостью материала. Различают эксплуатац., натурные и лаб. К. и. При эксплуатац. К. и. наблюдают за поведением реальных машин, агрегатов или деталей во время работы. Эти испытания длительны и, как правило, дополняются лаб. определениями характера и глубины коррозионных поражений. Натурные К. и. проводят в eстeств. средах (атмосфера, почва, морская или речная вода) на спец. коррозионных станциях, расположенных в разл. климатич. зонах. ATM. коррозионные станции представляют собой наземные огороженные площадки, на к-рых размещают стенды с образцами; морские - обычно плавающие понтоны с рамами для крепления образцов; почвенные - площадки, где образцы закапывают в грунт. Лаб. К. и. проводят в искусственно создаваемых и контролируемых условиях. Их преимущество - возможность строгого контроля отд. факторов, относящихся как к металлу, так и к среде, а также относит. дешевизна. Среди лаб. К. и. (см. рис.) наиб. важными являются т. наз. ускоренные К. и., в к-рых создаются условия, вызывающие быстрое коррозионное разрушение вследствие увеличения агрессивности среды. При выборе этих условий руководствуются осн. правилом - механизм коррозии не должен изменяться. Ускорение коррозии достигается соответствующим воздействием на фактор, контролирующий процесс, напр. увеличением подвода деполяризатора, содержания в среде агрессивных в-в. Осн. среды для лабораторных К. и.- электролиты, влажная атмосфера, содержащая или не содержащая коррозионноактивные в-ва (NaCl, SO2, CO2 и т.п.), без конденсации или с периодич. конденсацией влаги; газовые среды с повыш. т-рой; почвы, нефтепродукты, расплавл. соли, жидкие металлы;
https://www.pora.ru/image/encyclopedia/8/1/7/7817.jpeg
Схематич. изображение методов лабораторных коррозионных испытаний: при полном погружении образца в электролит (а), частичном погружении (б), периодич. погружении (в), с размешиванием (г), с аэрацией (д), при термостатировании (е), в движущемся электролите (ж), во влажной атмосфере (з). во влажной атмосфере с периодич. конденсацией (и), в почве (к), в газовой среде с повыш. т-рой (л), на контактную коррозию (м), на щелевую коррозию (н), на коррозию под напряжением с постоянной деформацией и постоянной нагрузкой (о и п соотв.), на коррозионную усталость (р). на кавитацию (с), на коррозию при трении или фреттинг-коррозию (т), 1 образец; 2 - коррозионная среда; 3 - мешалка; 4 - термосгатирующая жидкость; 5 - камера; 6 - сосуд с водой; 7 - крышка; 8 - полая подставка с циркулирующей охлаждающей водой; 9 - термостат; 10 - термостат для подвода охлаждающей воды: 11 и 12 - резиновые пробка и лента: 13 - перфорир. катод; 14 - плексигласовый цилиндр с отверстиями в дне: 15 - весы: 16 - плексигласовая накладка для создания щели: 17 - винт; 18 - скоба из изолирующего материала; 19 - груз: 20 - рычаг; 21 - двигатель; 22 - магнитострикционный вибратор с сердечником 23; 24 - пружина; 25 - неподвижный образец; 26 - шатун к кривошипу.

соответствующие установки схематически представлены на рисунке. При К. и. изменение скорости коррозии определяют по след, признакам: потеря или увеличение массы образца; кол-во выделившегося водорода или поглощенного кислорода; время до появления первого коррозионного очага; кол-во появившихся очагов коррозии за период испытания; изменение электрич. сопротивления образца; кол-во металла, перешедшего в р-р; изменение мех. св-в материала после коррозии (предела прочности и относит. удлинения); изменение отражат. способности пов-сти образца. Если коррозия происходит по электрохим. механизму, в К. и. используют измерение электродных потенциалов, снятие поляризац. кривых гальваностатич. или потенциостатич. методами. Последний метод получил наиб. распространение, особенно для исследования металлов и сплавов, способных переходить в пассивное состояние (см. Пассивность металлов). При изучении контактной коррозии измеряют изменение поляризац. сопротивления пары, состоящей из разнородных металлов. Импедансные методы К. и. основаны на измерении сопротивления и емкости электрич. цепи с образцом и для установления склонности к локальной коррозии используются в условиях снятия кривых заряжения. При хим. коррозии осн. критерии в К. и.-изменение внеш. вида образца, его массы и мех. св-в. Лит.: Розенфельд И. Л., Жигалова К. А., Ускоренные методы коррозионных испытаний металлов, М., 1966; Фреймам Л. И., Макаров В. А., Брыксин И.Е., Потенциостатнческие методы в коррозионных исследованиях и электрохимической защите, Л., 1972; Новые методы исследования коррозии металлов, М., 1973; Карякина М. И., Лабораторный практикум по испытанию лакокрасочных материалов и покрытий, М., 1977; Фокин М. Н., Жигалова К. А., Методы коррозионных испытаний металлов, М., 1986; Localized corrosion, Houston (Texas), 1974. М. Н. Фокин.