Древняя медицина применяла пенициллин за 50 тысяч лет до его открытия Флемингом

Задолго до того как Александр Флеминг открыл пенициллин в 1928 году, люди использовали антибиотики для борьбы с инфекциями.

В конце 1800-х годов французский врач Эрнест Дюшен наблюдал, как арабские мальчики лечат язвы с помощью плесени. Дюшен взял образец гриба, идентифицировал его как Penicillium и использовал его для лечения морских свинок, зараженных брюшным тифом. Еще раньше в текстах древних цивилизаций, включая Рим, Египет и Китай, обсуждались целебные свойства заплесневелого хлеба, наносимого на больную кожу.

И до письменной истории, есть основания полагать, что человеческие предки воспользовались многими лекарственными грибами, растениями и другими природными веществами. Использование природных средств, вероятно, восходит к миллионам лет - задолго до того, как современные ученые поняли биохимическую основу этих лекарств.

Медицина каменного века

В дополнение к предположению, что ранние люди занимались самолечением, потому что многие животные делают это, исследователи нашли природные лекарства, сохранившиеся в местах археологических раскопок. Хотя мы не можем знать, были ли эти вещества преднамеренно введены для здоровья, их обилие в сочетании с человеческими окаменелостями и артефактами предполагает, что это имело место.

Ученые проанализировали виды растений от семи археологических раскопок на Ближнем Востоке, начиная от приблизительно 8 тысяч и 790 тысяч лет назад. В течение этого периода область была занята человеком разумным, неандертальцами и более ранними формами человеческих предков. Из 212 идентифицированных видов растений около 60 процентов были лекарственными и съедобными; они могли бы быть использованы для еды, лекарств или обеих целей. Еще 15 процентов были несъедобными, но могли также иметь лечебные свойства в малых дозах.

В более ранней работе ученые изучали молекулы, захваченные в окаменелом зубе неандертальцев возрастом около 50 тысяч лет. В одной женской пробе с абсцессом зуба команда определила соединения, которые, вероятно, происходили из тысячелистника и ромашки, горьких растений с небольшой питательной ценностью, но известные своими лекарственными свойствами.

Позже генетики исследовали мемориальную доску того же неандертальца и обнаружили ДНК тополя - дерева, содержащего салициловую кислоту. Теперь возможно, что фрагменты ДНК этих организмов попали в рот неандертальца случайно, когда она спала на земле и жила на природе. Но также возможно, что этот человек, страдая от оральной инфекции, преднамеренно принял болеутоляющий тополь, успокаивающую ромашку и грибок-антибиотик.

Если это так, древняя медицина использовала пенициллин на 50 тысяч лет раньше, чтобы разделить Нобелевскую премию, присужденную Флемингу за его открытие в 20-м веке.

Фото: forum.worldoftanks.ru