Навыки родителей самостоятельных детей

Фото

 

        Тема самостоятельности ребенка важна и актуальна для многих родителей. Психологи часто сталкиваются с темой несамостоятельности детей, и как следствие - недовольством родителей, которые не знают, как приучить своих чад самостоятельно засыпать, убирать игрушки, одеваться и кушать.

Дети растут, и в потом не могут сами учить уроки, принимать решение, определяться с выбором чего-либо... Важно объяснить родителям, откуда появляется эта несамостоятельность и лень у детей, и как родителям выстроить отношения со своими чадами.

Самостоятельность ребенка формируется с рождения. Родители могут ему в этом процессе либо помочь, либо помешать еще с самых первых дней жизни.

Чем можно препятствовать самостоятельности ребенка?

Гипотеза №1:

Определенные действия родителей мешают развитию самостоятельности у детей. Проверяем. Представьте ситуацию, когда ребенок учится ходить, пытается поначалу сделать первый шаг. Мы, как  и заботливые родители, стараемся всеми силами помочь ему: поддерживаем за руки, боимся отпустить его, считаем, что ему еще рано и очень боимся за его первые шаги. Ребенок понимает, что раз ему не дают этого делать самому, значит, он еще не дорос до этого и он перестает даже пытаться  встать. Или мы стараемся занять чем-то ребенка, не поддерживая его тяги к самостоятельности и не давая времени на собственные дела. Все это приводит к лени ребенка заниматься самому. Впоследствии, ребенок начинает требовать все больше и больше внимания к себе, чтобы его заняли, развлекли. Как быть в этой ситуации? Давать ребенку полную свободу заниматься тем, чем хочет, ничему не препятствуя? Не совсем. Здесь все зависит от возраста. До полутора лет детей  нужно направлять. Если они могут сами посидеть с игрушкой, то, как правило, это несколько минут. Помощь родителей здесьнеобходима. Далее - вы начинаете завлекать его новыми игрушками. Пусть сам пробует. Наверняка, многие родители так и делают. Но при этом самостоятельность у детей не развивается. В чем причина?

Гипотеза №2.

Родители несамостоятельных детей тратят много времени на то, чтобы сделать самим, вместо того, чтобы научить.  Знакомая ситуация: маме некогда ждать. Она опаздывает к врачу. И ей проще самой одеть ребенка, чем запастись временем и терпением, чтобы научить его самостоятельно одеваться.  У ребенка закрепляется следующая модель поведения: «Зачем мне самому одеваться, если мама меня может одеть».

Гипотеза №3.

Определенные страхи и установки родителей мешают самостоятельности ребенка.  «Он еще маленький», «Ему еще рано», «Вот подрастет», «Я за него боюсь», «А если он сломает...», «Он не сможет, сил не хватит». Родителям сложно отпускать своих детей по мере их взросления. Они боятся, что  дети не могут, не понимают, не знают. Все это снижает самостоятельность ребенка и развивают лень. 

Вот еще пример: на детской площадке в простые детские «разговоры» вмешиваются родители, лишая ребенка опыта компромиссов, опыта разрешения конфликтов, опыта совместной игры. После этого дети уже неохотно вступают в игру, хотят идти домой или требуют внимания от мам, чтобы те придумали им какую-нибудь игру. Момент приобретения опыта упущен. 

Если у вас все еще остаются сомнения и страхи начать отпускать своего ребенка в самостоятельную жизнь, давайте еще раз выделим преимущества: