ГАЗОТУРБИННЫЕ МАСЛА, нефтяные и синтетич. масла, предназначенные для смазывания узлов трения газотурбинных двигателей. Вследствие многократной циркуляции (100-120 ч'1) при 150-280°С в замкнутой системе сравнительно небольшого объема (10-80 л) Г. м. должны иметь повыш. термоокислит. стабильность (см. табл.), что достигается введением антиокислит. присадок (0,5-1,0%). Для предохранения подшипников качения и шестеренчатых передач от износа и предотвращения заедания в условиях высоких нагрузок (2000-3000 МПа) к Г. м. добавляют про-тивоизносные присадки (1,5-5,0%), для предупреждения коррозии цветных металлов-антикоррозионные (0,005-0,01%). Легкость запуска двигателей при низких т-рах обеспечивается применением Г. м. с вязкостью 2000-12000 мм2/с при — 40 °С. За рубежом для смазки двигателей используют, как правило, масла примерно того же состава, что и в СССР, только с неск. иным набором присадок. Исключение-зарубежные Г. м. на основе полифениловых эфиров, применяемые в т. наз. теплонапряженных двигателях; перед их запуском масла разбавляют с целью снижения вязкости легколетучими р-рителями (напр., трихлорэтиленом).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЗОТУРБИННЫХ МАСЕЛ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СССР
https://www.pora.ru/image/encyclopedia/9/0/0/4900.jpeg

Лит.: Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник, под ред. В. М. Школьникова, 2 изд., М., 1978; Виппер А. Б., Виленкин А. В., Гайснер Д. А., Зарубежные масла и присадки, М., 1981. А. В. Виленкин.