РЕАКТИВНЫЕ ТОПЛИВА, смеси углеводородов, используемые в качестве топлив для воздушно-реактивных авиац. двигателей. Р. т. служат лигроино-керосиновые (см. Авиакеросин), бензино-керосиновые и газойлевые фракции, получаемые прямой перегонкой малосернистых и сернистых нефтей и путем вторичных процессов их переработки (гидрокрекинг, гидроароматизация, термич. и каталитич. крекинг, коксование). Характеристика Р. т. представлена в таблице.

https://www.pora.ru/image/encyclopedia/3/3/3/12333.jpeg

Присутствие H2S, водорастворимых к-т и щелочей, мех. примесей и воды не допускается. Р. т., особенно применяемые в сверхзвуковой авиации, должны обладать высокой термич. стабильностью, достигаемой макс. удалением из топлива серо-, азот- и кислородсодержащих соед., а также низкой коррозионной активностью, обусловленной наличием примесей V (т. наз. ванадиевая коррозия) и S. Поэтому перед отправкой потребителям Р. т. часто подвергают глубокому гидрированию, гидроочистке и иногда гидрообессериванию.

Для улучшения эксплуатац. св-в Р. т. в них вводят присадки (до 2% по массе): антиокислительные (напр., 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол); защитные, предотвращающие электрохим. коррозию (алкилир. пирокатехин и др.); деак-тиваторы металлов, подавляющие их каталитич. действие на окисление топлив [напр., N, N'-бис-(салицилиден)этилен-диамин]; противоизносные (пром. фракции жирных к-т и др.); противообледенительные (напр., этилцеллозольв); антистатические (напр., хромовые соли синтетич. жирных к-т) и др. (см. также Присадки к топливом).

Лит.: Чертков Я. Б., Спиркин В. Г., Применение реактивных топлив в авиации, М., 1974; Химмотология в гражданской авиации. Справочник, М., 1983; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 161-91; Справочник нефтепереработчика, Л., 1986, с. 433-34. В. Г. Спиркин.