Как кишечные бактерии влияют на иммунную систему

Швейцарское исследование, опубликованное в журнале Cell Metabolism, показало, что лабораторные мыши, которые потребляют мало калорий, более здоровы, дольше живут и реже имеют избыточный вес. Ученые предположили, что ключ мышиного благополучия в кишечных бактериях.

Команда исследователей под руководством Мирко Трайковски (Mirko Trajkovski) из Женевского университета, изучила, как диеты с низкой калорийностью влияют на вес и общее состояние организма и почему. Ученые провели эксперимент на лабораторных мышах. В течение 30 дней их кормили так, чтобы потребление ими калорий было сокращено на 40%. По окончании опыта команда заметила, что в организмах мышей активно вырабатывался бежевый жир - ткань, которая легко превращается в энергию и ускоряет потерю веса.

Затем ученые решили выяснить, какую роль в процессе оздоровления после низкокалорийной диеты играют кишечные бактерии. Для этого ученые взяли образцы бактерий из кишечников мышей и трансплантировали их в кишечники специально выведенных стерильных мышей. Исследователи обнаружили, такое переселение микробиома привело к тому, стерильные мыши сбросили вес и стали производить больше бежевого жира, хотя тип их питания не менялся на низкокалорийный. Также ученые выяснили, что кишечные бактерии, пережившие низкокалорийную диету, вырабатывали меньше ферментов, необходимых для синтеза липополисахаридов (ЛПС). ЛПС активируют толл-подобный рецептор 4 (TLR4), расположенный на мембране иммунных клеток и в эпителии кишечника, что приводит к развитию иммунного ответа. Как объяснили ученые, снижение выработки ЛПС во время низкокалорийной диеты стимулирует инфильтрацию жировой ткани эозинофилами и способствует активации макрофагов. «Очевидно, что иммунная система не только борется с инфекциями, но и играет ключевую роль в регулировании метаболизма», - рассказал профессор Мирко Трайковски.

Грызуны с неактивированным белком TLR4 не только вырабатывают бежевый жир и теряют в весе, но и лучше реагируют на инсулин. Кроме того, в их организме лучше перерабатываются жиры и углеводы, и они быстрее приспосабливаются к холодным температурам. В будущем ученые надеются, что их открытие поможет людям, которые страдают ожирением.

Фото: Live-up.co