Нельзя сравнивать жизнь червей и людей - комментарий эксперта

Корреспондент «Pora.Ru» обратилась за комментариями по данной теме к Николаю Контарову, ведущему научному сотруднику НИИ им. И.И. Мечникова, кандидату биологических наук.

- Британским ученым, возможно, удалось открыть способ, как продлить жизнь человека до 200 лет. Исследователи провели эксперимент с червями, который основан на регуляции гена DAF-2, помогающего контролировать старение. Черви стали жить вдвое дольше. Ученые обнаружили, что выключение гена DAF-2 у взрослых червей продлевало их жизни в два раза. При этом черви не теряли способности к воспроизводству. Если перенести такую способность на человеческий организм, люди смогут жить до 200 лет. Что вы скажете по этому поводу?

- Я не знаю, о каких червях идет речь. Есть круглые, плоские, кольчатые... А у человека даже регуляция генов биохимически более сложная. Мало того, что, во-первых, гены сами по себе существуют, а во-вторых, существуют еще отдельная их регуляция. В основном, это регуляция белковая. У человека она очень сложная, и с возрастом эта система дает определенные сбои, поэтому вероятность умереть становится все больше. Это первое. Второе - появление мутаций. У нас тоже довольно сложная система репарации, то есть залечивания этих мутаций, и она тоже с возрастом дает сбой. Даже регенеративная способность у червей намного выше, чем у человека, и даже при повреждениях. Поэтому это все-таки совершенно разные системы.

- Проводились ли еще подобные эксперименты?

- Была статья год или два назад, в которой говорилось, что гидра бессмертна. Она размножается-размножается, и вот она бессмертна. Спрашивается, а почему же тогда червь не может жить бессмертно? Речь идет о многоклеточных, а черви тоже многоклеточные, как и мы, но уровень организации у людей намного выше. А чем выше уровень организации, тем все физиологические и биохимические процессы регулируются намного сложнее. И вероятность сбоя в этой регуляции тоже становится намного выше. И поэтому проводить тут параллели совершенно не приходится, нельзя сравнивать жизнь червей и людей.

- А с млекопитающими проводили подобные исследования?

- На млекопитающих были такие исследования, на землекопах. Это животные, похожие на кротов. Они живут довольно долго. Как раз здесь можно провести какие-то параллели. И землекопы, и люди - млекопитающие. Вот их бы следовало глубже изучать: физиологию, морфологию, особенности размножения клеток тканей, биохимические особенности регуляции, в том числе и регуляции экспрессии генов, регуляции мутаций. Вот тут, конечно, сравнения уместны. А с червями, неважно даже с какими, кольчатыми, круглыми, плоскими, просто неуместно проводить какие-то параллели. Это совершенно разные организмы.

- Британские ученые не устают нас удивлять...

- Это, думаю, вырвано из контекста. Наверняка это были зоологи или эволюционисты, потому что для них это важно. Черви занимают ключевую позицию в плане эволюции организмов. Плюс это очень доступный объект исследования. Но я не думаю, что ученые провели какие-то параллели. В серьезном журнале не будут писать, что каким-то образом это поможет продлить жизнь человека.

- Американские исследователи из Нью-Йорка тоже работали над решением вопроса по увеличению продолжительности жизни людей. Исследователи использовали коктейль из лекарств для микроскопических червей, чтобы противодействовать факторам, влияющим на старение. Один из компонентов стал препарат рапамицин, использующийся после пересадки органов для предотвращения отторжения. Специалисты полагают, что им удастся найти способ увеличить здоровую продолжительность жизни. Они смогут также устранить болезни сердца, сосудов, рак, артрит. Это все-таки про человека.

- Они сделали рапамицин. Ну, и хорошо, он помогает в какой-то определенной области, но не продлевает жизнь. Еще нет достоверных данных о том, что жизнь у какой-то группы людей увеличилась.

- Сейчас все говорят, что мы стали жить дольше. Вы это заметили?

- Это очевидно. Вы сами понимаете, какой уровень медицины был в XIX веке и какой уровень медицины сейчас. Сегодня, детская смертность за счет развития медицинских технологий, особенно в зарубежных странах, минимальна, потому что спасают даже 6-7-месячных детей, что тридцать лет назад было невозможно, дети погибали.

- Я вас немножко опровергну. А люди в горах жили и живут до ста лет, потому что вокруг чистая природа.

- Мы сейчас говорим про те условия, в которых мы живем. В горах совершенно другой микроклимат, другие условия, горный воздух.

- А медицины как раз там нет...

- Да, это касается отдельных популяций наших долгожителей, которые живут в горах. На равнинах такого вы не заметите. Там продолжительность жизни увеличилась, а была крайне низкая, потому что не было прививок. Какие в XIX веке были прививки? Тиф корь были фактически смертельными диагнозами.

Фото: upload.wikimedia.org