Мать и дитя

Возраст почемучек: советы логопеда

Речь пойдет об одной из вех в развитии ребенка. Это четвертый год его жизни. В этом возрасте дошкольник начинает задавать много вопросов. Они сыплются как из рога изобилия. Большое количество подобных вопросов говорит об активном работающем мышлении. Слово переходит в мысль, а мысль обретает словесную форму.

Детская речь в этот период имеет свои особенности. В возрасте 4-5 лет формируется понимание взрослой речи. Ребенок может выполнить словесные указания, понимает смысл происходящих событий, описанных в небольших рассказах. И при всем этом речь выполняет не только связующую роль при общении, но становится средством обучения и познания. Ребенок приобретает определенные знания, нужную информацию для развития из объяснений родителей и знакомых. Говоря о детях 4-5 лет, нельзя не отметить их речевое творчество. Детям нравится изменять слова, рифмовать их, даже если при этом появляются слова безо всякого смысла и значения. Этот вид деятельности совершенствует звуковое чутье и формирует речевые навыки.

За счет увеличения как активного, так и пассивного словаря общение дошкольника становится более содержательным. В свою очередь, это способствует обогащению смыслового содержания речи, расширению словарного запаса. Общее кличество слов, уиспользуемых ребенком в речи, увеличивается до 2 тысяч, в основном за счет прилагательных и существительных. помио этого ребенок активно участвует в домашних делах взрослых, оказывает посильную помощь - отсюда и увеличение глаголов, а так же предлогов, наречий, местоимений и других частей речи.

Помимо этого уменьшается число сокращений слов, перестановок, пропусков. Но могут возникать слова, образованные по их прямому смыслу. Например, малыш хочет сказать что-то, но не всегда может подобрать правильное слово и тогда образует свою собственную версию (приколачиватель - молоток, шлепалка - мухобойка, и так далее..)

В основном, младший дошкольник очень использует много наречий и прилагательных для обозначения различных признаков предметов и свойств. Ребенок учиться обобщать, делает первые выводы, умозаключения. « Надо одеться потеплее, на улице холодно». - «А как это - потеплее?» - «Пальто, сапоги, шапку надеть.»

Чтобы речь ребенка развивалась в соответствии с возрастными требованиями - родители должны обращать внимание на его стремление и желание познать окружающий мир, общую активность. Беседы об увиденном и объяснение нового должны быть на доступном для малыша языке. Обязательно необходимо помнить, что все должно быть в меру, не выходя за возможности возраста, с соблюдением гигиенических, психолого-лингвистических норм и правил.

Родителям необходимо придерживаться ряда правил для всестороннего развития детей и успешной коррекции речевых отклонений необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.

1. Очень важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, в игровой форме, ненавязчиво помогала ребенку овладевать сложной структурой родного языка.

2. Мамам и папам следует учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, унылой, бурной, чрезмерно весело. Но это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Напротив, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая желание помочь и родительскую интуицию, вместе с ним преодолевать затруднения и осваивать новые речевые приемы.

3. Высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи. Поэтому необходимо уделять постоянное внимание собственной речи;

4. Насыщать повседневную жизнь детей грамотным речевым общением;

5. Почаще обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: печем, чистим, варим, жарим; вкусовые качества: горячая, холодная, вкусная, сладкая, горькая; цвет: жёлтый, зеленый, красный).

6. Большую роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Обень важна их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Формирование коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие огромную пользу дошкольнику.