Бактерии ротовой полости могут навредить легким

В июльском номере журнала mSphere было опубликовано японское исследование, которое показало, что одним из последствий несоблюдения гигиены полости рта являются проблемы со здоровьем дыхательной системы в старости.

Команда ученых во главе с доктором Йошихисой Ямашита (Yoshihisa Yamashita) из Отдела Гигиены полости рта, роста и развития из Университета Кюсю (Фукуока, Япония), отобрали для исследования 508 добровольцев в возрасте 70-80 лет, проживавших в поселке Хисаяма (пригород Фукуоки). Участники провели их стоматологическое обследование и подсчитали количество здоровых и разложившихся зубов, полостей и пломб. Также они оценивали периодонтальные осложнения, состояние десен и частоту кровотечений при обследовании.

С помощью методики секвенирования генов 16S рРНК (своего рода удостоверение личности бактерии, состоящее из переплетенных молекул белков и цепочек рибонуклеиновых кислот) из слюны с языка добровольцев, исследователи определили бактериальный состав ротовой полости. Они изучили наиболее часто встречавшиеся бактерии - Prevotella histicola, Veillonella atypica, Streptococcus salivarius и Streptococcus parasanguinis. Наибольшее количество этих бактерий обнаружено у пожилых людей с зубным налетом, дырками и полостями и меньшим количеством зубов. Кроме того, ученые обнаружили большее количество грибов в ротовых полостях этих людей, а также у тех, кто носил зубные протезы.

Исследования, проведенные ранее, связывают эти микроорганизмы с более высоким риском смерти от пневмонии. Как объясняют ученые, соблюдение гигиены полости рта важно для общего здоровья организма, так как пожилые люди, страдающие от затрудненного глотания, могут вдохнуть болезнетворные бактерии, в результате чего могут развиться респираторные заболевания. Если человек не соблюдает гигиену, вредным микроорганизмам легче проникнуть в дыхательные пути и вызвать воспаление. Однако для подтверждения этой гипотезы необходимы дальнейшие исследования.

Фото: stomatologclub.ru